Новости, Новости с фото

Это интересно! О Саргае и достопримечательностях горного края

Книга «Саргая. Достопримечательности горного края» основана на ученических исследовательских работах под руководством Р.Ю. Поляковой «Где ступала нога человека» и Э. М. Рыгиной «Семь чудес Саргаи» (россыпи скал), рассказах Л. А. Герасимовой «Дорога домой», «История Саргаи» и Н. И. Волковой «Легенда о Саргае: прошлое и настоящее».

Улица Заречная, облюбовавшая высокий берег Уфы, встречает всех приезжающих в Саргаю. Отсюда можно увидеть направление местных дорог. Достопримечательность улицы Заречной – Каменные ворота. Это уникальный памятник природы, осмотр которого заслуживает отдельной экскурсии.

Каменные ворота – это выветренная форма камня. Ворота расположены почти на вершине горы левого берега Уфы, в 500 м от моста. Чтобы увидеть Каменные ворота, надо возле моста подняться на крутую гору. Труден подъем на «ворота», зато оттуда открывается панорама всего посёлка, окружающих его гор и рек. Каждый саргаинец хоть раз посетил эти места, сидел на краю обрыва или поднимался на самый верх «ворот», что считается самым опасным восхождением.

Для продолжения путешествия смело переходим через железный мост, поворачиваем налево и знакомимся с улицей Набережной. Ее название само говорит о месторасположении.

Обязательно остановимся у грустного старенького катера, который 40 лет верно служил саргаинцам на переправе через Уфу. Он потихоньку доживает свой век, кряхтя и ржавея от снега и дождя.

В истории Саргаи катер всегда занимал важное место. Его берегли, поддерживали в рабочем состоянии. Перед зимой ставили на деревянные подсанки и отправляли в гараж лесоучастка для ежегодного технического обслуживания. В начале весеннего паводка отремонтированный катер, сверкавший свежей краской, возвращали на реку. Всегда на судне были спасательные круги и жилеты, расписание работы катера на переправе.

Надо отметить, что поселок Саргая не мог обойтись без плавсредств: в 30-е годы XX века перевалочная продуктовая база находилась в деревне Усть-Маш, что выше Саргаи по течению Уфы. Большие грузы можно было доставить только по воде, а малые конным путем по берегу или тракторами через Башлыкул.

Старшее местное поколение помнит, что в Саргае был лесоучасток Красноуфимского леспромхоза и башкирский сплавучасток. Первые плавсредства принадлежали лесосплаву. 30-е и 40-е годы – время самосплавных небольших лодок, плотов и шитиков, буксирных средств, называемых в народе коснами. Шитик брал до 15 тонн продукции. Вниз по реке его сопровождали катера, чтобы отжать от берегов и вытолкнуть на ходовое русло, потому что самосплавные косны часто разбивались на порогах реки. Скот и птицу на мясо доставляли в Саргаю именно таким способом. В последующие годы сплавщики имели мощные водометы, которые использовались для сопровождения плотов летней сплавки и грузовых маток зимней сплотки.

Первый катер заготовителей леса был маломощным (1947 г.). Второй катер с деревянным корпусом и двигателем ЗИС-5 Кировского завода доставили в поселок в 1948 году. Третий катер начала 50-х годов представлял собой баржу с плицами. В 1956 году рабочие лесопункта модернизировали баржу: вместо плиц поставили винт, оборудовали рубку, каюту на носу катера, на корме – машинное отделение и кубрик. На этом катере доставляли продукты и другие грузы из Красноуфимска, Сараны и Усть-Маша. В конце 60-х годов катер забрали в Красноуфимск, так как в Саргае прекратили сплав леса.

Четвертый катер с дизельным двигателем чаще всего был задействован на перевозке рабочих. Период его использования почти совпадает с работой третьего катера: 50-е – 60-е годы XX века. Этот катер помнят многие жители, потому что во второй половине 60-х годов была традиция: в конце учебного года старшеклассники отправлялись в туристическое плавание на катере до Усть-Айска, Павловской ГЭС, а младшие школьники – в однодневное плавание до Горьевки.

В связи с прекращением лесосплава Саргая лишилась вместительных судов, так нужных на переправе в весенние разливы реки Уфы (в остальное время берега реки соединял деревянный мост, сносимый апрельским ледоходом).

Последний, пятый, катер изначально представлял собой водомет, взятый из гавани Красноуфимского леспромхоза. В 1968 году рабочие Саргаи переделали его на винтовой катер с двигателем от ЗИЛа. Последнее судно прослужило саргаинцам 40 лет. Естественно, пока существовал леспромхоз, катер ежегодно проходил капитальный ремонт. В 1970 году катер использовали на съемках фильма «Тени исчезают в полдень» киностудией «Мосфильм» — мотористом снимался Шарапов В. К. (фильм вышел в прокат в 1973 году). Летом 1992 года судно было задействовано на строительстве железного моста через Уфу в поселке Арти. А теперь катер стал легендой, историческим памятником Саргаи XX века.

Неторопливо пройдём по улице Набережной вниз по течению Уфы и обратим внимание на горы, поросшие липовым и хвойным лесом. Скалы-камни, розовые, серые, будто охраняют покой посёлка. При желании можно осмотреть Каменные палатки.

Каменные палатки – самые живописные скалы в центре Саргаи на правом берегу Уфы и самые доступные для любого возраста.
Сначала пологий подъем на гору, отдельно лежащие небольшие обломки скал, старые липы и молодые хвойные деревья, а потом гряда разноцветных скал с множеством небольших складок-пещер – идеальное место для отдыха.

Возле скал в 60-е годы XX века под открытым небом была концертная площадка и качели, свисающие с лип. Отсюда вечерами над затихшим посёлком лилась музыка. Эхо звука проигрывателя (аппарата для проигрывания грампластинок) отлетало от гряды камней и тонуло в густом хвойном лесу.

Знакомство с улицей заканчивается отдыхом на Камешке под импровизированной крышей утеса. Чтобы увидеть эту скалу, надо пройти от моста 1 км вниз по течению Уфы. Сюда приходят выпускники школы встречать рассвет. Удобное место для отдыхающих: живописная природа, неглубокое место реки для купания и крутая гора для любителей острых ощущений.

Долгое время не было дороги между саргаинским поселением и деревней Шугат: путь преграждала скала, спускавшаяся к реке. Жители пользовались зимней дорогой по льду или тропинкой под нависшим камнем. В середине 50-х годов XX века край скалистой горы взорвали и проложили дорогу между утёсом и небольшой скалой. «Камешек», как любовно называют местные жители, — это не только валун, лежащий на берегу, но и сам утёс.

Поделиться

3 комментария

  1. Пономарев В. А., председатель Красноуфимского общества краеведов
    +3
    -1
    Rating: +2. From 4 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Где бы эту книгу увидеть, почитать? Может, есть электронный вариант? Это интересно землякам и краеведам.

    Ответить
  2. Саргаинская сельская библиотека
    0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Здравствуйте. Вы можете увидеть эту книгу в нашей библиотеке. Есть и электронный вариант. Электронный адрес библиотеки lilia.tavaeva@yandex.ru

    Ответить
  3. Полкан
    0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Спасибо за интересную информацию ! )

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий