Новости

О национальном колорите жителей Красноуфимского района

Наша страна является многонациональным государством, на территории которого проживает более 190 народов. В Свердловской области проживает около 160 национальностей. Стало интересно изучить национальный состав жителей Красноуфимского района.

На 2018 год на территории Красноуфимского округа проживают представители разных национальностей:

— русских–16 486 человек (61,9%),
— татар–5193 человека (19,5%),
— марийцев–4128 человек (15,5%),
— других национальностей — 826 человек (3,1%) (башкиры, немцы, чуваши, азербайджанцы, армяне, таджики, цыгане и другие).

Национальный состав Красноуфимского района заметно отличается от национального состава Свердловской области. Так по данным Официального сайта Правительства по состоянию на 2010 год в Свердловской области русские составляют 85,74%, татары — 3,35%, башкиры — 0,73%, марийцы — 0,55%.

Имеют место существенные географические различия в удельном весе населения на территории области и на территории Красноуфимского района. В частности, в Красноуфимском районе в сравнении с другими населенными пунктами Свердловской области наблюдается наименьший удельный вес русского населения (61,9%), значительна доля татарского населения (19,5%) и марийского (15,5%).

Как же заселялся Красноуфимский район?
Оказалось, достаточно непросто найти интересующую информацию, основываясь на архивных документах, хранящихся в Государственном архиве в городе Красноуфимске, но обнаружены очень интересные материалы в фонде краеведа Л.С. Зеленцова. Обращаю внимание читателей, что названия населенных пунктов и национальностей написаны так, как в архивных документах фондообразователя.

В статье Л.С. Зеленцова «Преданья старины глубокой…:[заселение края]» написано: «Российский атлас из сорока четырех карт состоящий и на сорок два наместничества Империю разделяющий» издан в 1792 году в Петербурге. На карте пермского наместничества указаны селения: Преображенское (тeперь Красносоколье), Крестовоздвиженское (сейчас Новое Село), Иргинский завод, Шилова, Титешная (ныне Подгорная), Чувашское (Чувашково). И все . Самым старым из существующих в нашем районе русским населенным пунктом следует, по-видимому, считать Красносоколье (по-старому Преображенское), которое начало заселяться, по некоторым данным, в 1649 году. И это время можно считать началом заселения нашего края русскими. В 1600 году на территории Красноуфимского района не было ни одного русского поселения.

В конце XIX века на территории нынешнего Красноуфимского района насчитывалось около 50 русских населенных пунктов. Самым большим (не считая Красноуфимские заводы) по количеству населения было Кошаево—962 человека. Затем Преображенское (Соколье)—910 человек, Н-Село—772 человека, Ключики—722 человека, Криулино—689 человек, Русская Тавра—660 человек, Живодерки—619 человек, Крылова—600 человек. На этом, в основном, и закончилось образование русских населенных пунктов.

В последнем десятилетии XIX века, в начале XX века образовались Шурышевка, Петуховка на реке Саране и 3ауфа (выселок из Н-Сараны). Особенно много хуторов возникло после 1906 года. К ним относятся Верхний Контуган, Нижний Контуган, Средний Контуган, Новый Контуган. После постройки железной дороги образовались Каменный Саранинский завод, Пудлинговый.

Такова почти 300-летняя история освоения нашего края. Мы видим, что подавляющее большинство населенных пунктов было основано выходцами из Кунгурского, Осиновского, Чердынского и некоторых других северных уездов Пермской губернии. В Александровском, Подгорной, Ключиках значительная часть населения—потомки привезенных когда-то помещиком Голубцовым крестьян из Симбирской губернии. Их можно легко отличить по своеобразному мягкому певучему говору, и называют их гамаюны».

По материалам статьи Л.С. Зеленцова «Загадки одо»: «местные марийцы делят себя на три группы: одо-«вотяки» (Юва, Марийские Ключики, Верх-Бугалыш,Усть-Маш), кунгуры–«кунгурские», японыш–«уфимские» (Юва, Верх-Бугалыш, Усть-Маш, Большая Тавра, Малая Тавра, Сарсы)».

Очень интерес на статья Л.С. Зеленцова «Куда подевались башкиры?» В ней он ссылается на такие факты, что в конце XIX века в населенных пунктах Красноуфимского района проживали башкорты и тептяри. Именно так называли себя жители деревень, которые сейчас называют татарскими (Усть-Баяк,Усть-Бугалыш, Рахмангулово, Бугалыш Средний, Бугалыш Новый и др.). Татары были малочисленным народом и проживали в Озерках, Усть-Маше. Башкиры-вотчиники владели большими земельным иугодьями (от17 (Усть-Бугалыш) до 102 (Сызги) десятин на 1 работника, а тептяри –это припущенники, заключившие с башкирами-вотченниками письменные условия, определявшие количество полученных угодий и размер повинностей. Припущенники–это пришельцы из других народностей Прикамья и Приволжья –татар, мари, мордвы, чувашей, а также башкир-невотченников, т.е. не имеющих своей земли.

В «Справочнике территории и населения Кунгурского округа» в 1926 году во всех населенных пунктах в графе «преобладающая национальность» значится «тат.-башкирск.», «русск.», «чуваши». Напрашивается вывод: появилась новая «татаро-башкирская» общность людей, а башкир стало меньше. А по результатам переписи населения 1959 г. в Красноуфимском районе зарегистрировано 8 национальностей, но среди них нет ни одного башкира. Видимо потомки башкир стали считать себя татарами».

Процессы смены этнической самоидентификации прослеживаются и на материалах переписей населения второй половины XX века. Происходит уменьшение числа башкирских деревень при положительной динамике татарских.

В завершение статьи хочется сказать: «Красноуфимский район–многонациональный, на его территории дружно живут представители разных народов, они понимают друг друга, не смотря на различия в религии, обычаях и языках, а их культура дополняет и обогащает друг друга».

Поделиться

2 комментария

  1. +2
    -1
    Rating: +1. From 3 votes.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Интересно. Спасибо.

    Ответить
  2. 0
    0
    No votes yet.
    You have not voted yet.
    Please wait...

    Познавательно!!!!! Не думаю только, что жители деревни Усть- Баяк согласны с тем, что они башкиры, сменившие этническую самоидентификацию. В принципе у них даже диалект очень отличается от башкирского. А в целом у нас мультикультурный район, в котором гармонично живут бок о бок все нации. Это очень радует!!!

    Ответить

Написать комментарий Ответить на комментарий